Главная » Файлы » Мои файлы

программа клуба "Юный эрудит"
29.02.2012, 21:06

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

ИМ. А. Г. ЛОМАКИНА

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУСОШ № 8

им. А. Г. Ломакина

________________________

«____»____________ 2008  г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

 

 

 

Руководитель     Кидяева Светлана Григорьевна

Кружок                            «ЮНЫЙ ЭРУДИТ»

Класс                            4-б

Учебный год                2008 - 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Таганрог 2008 год

 Пояснительная записка

 

            Каждый хочет найти свое место в жизни. Кто-то создает гениальную музыку, кто-то летит в космос, создает теории, кто-то просто хочет стать врачом, учителем, инженером, просто найти хорошую работу. Лишь одно объединяет всех – все ищут свое место в этой жизни – любимое дело на многие годы.        

Школьный кружок для 4 классов «Юный эрудит» является важным шагом в создании детского пространства, позволяющего заполнить свободное время школьников педагогически целесообразной деятельностью, отвлечь их от улицы и прочих негативных факторов современной жизни.  В школьный кружок может прийти любой желающий, независимо от уровня подготовленности. Надо только хотеть познавать и играть.

            Программа кружка «Юный эрудит» направлена на интеллектуально-познавательное развитие школьников, а также формирование и тренировку команд для участия на фестивалях и турнирах интеллектуальных игр, в том числе "Что? Где? Когда?" и "Брейн-ринг". Одним из направлений деятельности кружка – подготовка к участию в предметных конкурсах, олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Старт» и др.

Программа кружка предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у игроков не только определенные знания, но и умение общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

            Разработка программы обусловлена потребностью:

- более глубокой подготовки к участию учащихся в интеллектуальных и предметных конкурсах,  олимпиадах;

- потребность в творческих и интеллектуально развитых личностях;

- самосовершенствования личности школьника.

            В соответствии с целями и задачами нашего обучения игра может выполнять следующие основные задачи: развитие у воспитанников клуба коммуникативной компетентности и готовности к самообразованию.

А именно:

  • поиск, отбор, анализ информации по сети Интернет и другим источникам, что позволит развить такие навыки, как способность самостоятельно мыслить, принимать решения;
  • исследовательскую деятельность (подбор источников информации), работа со справочными материалами, частично - поисковые задания (мини-исследования);
  • выполнение практических заданий, направленных на разнообразные варианты работы с различными источниками информации;
  • обсуждение промежуточных и итоговых результатов в группах, что способствует развитию таких навыков, как коммуникабельность, умение работать в коллективе, умение обосновывать свою точку зрения.

Однако, оптимальным вариантом, на наш взгляд, является проведение межпредметных игр. Такие игры направлены на формирование целостной картины мира, применение знаний к конкретной жизненной ситуации.

Игра – это естественное состояние и ребёнка, и взрослого человека. Потребность в игре сохраняется на всём протяжении жизни человека, необходимы лишь формы, в которых эта потребность могла бы реализовываться.

В ходе реализации программ (тематических блок – тем) интеллектуальных игр формируются ключевые компетенции учащихся, что в условиях модернизации системы образования является одной из основных задач. С позиций компетентностного подхода, интеллектуальные игры призваны научить обучающихся определять цели своей познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы решения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими членами команды. Школьники учатся работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, ценить  и уважать чужой интеллект, и при этом, не стесняясь высказывать свое мнение.

Участие в играх, где наряду с ограниченностью по времени, на воспитанников действует множество отвлекающих факторов, является хорошим тренингом   психологической защищенности, умения отстранится и сосредоточится на главном, формирует привычку к эмоциональным нагрузкам. Выработка здоровьесберегающих умений благоприятно сказывается как на дальнейших выступлениях школьников на олимпиадах, так и на  их поведении на экзаменах.

Принципы на которых основывается работа клуба:

·         культуросообразности, предполагающий приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности;

·         индивидуально-личностного подхода, означающий непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребёнка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;

·         ценностно – смыслового подхода, направленный на создание условий для приобретения ребёнком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

·         сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремлённость в будущее.

1.      личностно ориентированного подхода - обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

2.      природосообразности, учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

3.      свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

 

В процессе обучения используются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- деятельностный;

- эвристический;

- исследовательский.

 

Цель работы кружка: создание условий для интеллектуального развития школьников.

 

Задачи:

-знакомство с различными видами заданий на смекалку и логику;

-расширение кругозора по литературному чтению, окружающему миру, краеведению;

-развитие логического, образного и креативного мышления;

-развитие умения работать в группе и в команде;

-развитие скорости мышления и эрудированности;

-развитие интереса к изучаемым предметам;

-воспитание патриотизма, толерантности, этической культуры.

 

Занятия проводятся 1 раз в неделю, время занятий 1 академический час.

 

 

            Содержание курса.

 

Разделы.

1. «Логические задания и задания на смекалку по математике».

2. «Ребусы, загадки, головоломки, шарады».

3. «Мир сказочных героев».

4. «Знай свой край и свой мир».

 

Календарно - тематический план работы кружка

«Юный эрудит»

Тема занятия

Кол-во

часов

 

Месяц

1

1. Введение.

2. Логические задачи.

3. Ребусы.

4. Герои русских народных сказок.

4

Сентябрь.

 

2

5. Картография и страноведение.

6.  Задачи на смекалку.

7.  Головоломки.

8.  Сказочная викторина.

4

Октябрь

 

3

9.     Логические задания.

10. Шарады.

11. Основные вехи истории России.

3

Ноябрь.

 

4

12. Что такое ТРИЗ?

13. Викторина «Животный мир».

14. История Таганрога.

15. Брейн-ринг.

4

Декабрь.

 

5

16. Задания на смекалку.

17. Загадки.

2

Январь.

6

18. Викторина «Лесные загадки».

19. Величины и единицы измерений.

20. Секреты языкознания.

21. Сказки народов мира.

4

Февраль.

7

22. Занимательная геометрия.

23. Великие люди: факты и открытия.

24. ТРИЗ-загадки.

3

Март.

8

25. Весёлые головоломки.

26. Задания на смекалку.

27. Исторические места Таганрога и Ростовской области.

28. Игра «Вопрос – ответ»

4

Апрель.

9

29. Конкурс загадок.

30. Литературная викторина.

31. Брейн-ринг.

32. Компьютерные технологии на  итоговом занятии-викторине.

4

Май.

 

Итого:

32 часа

 

 

 

 

 Прогнозируемые результаты и способы их проверки

            Конечным результатом работы по программе клуба «Юный эрудит» является:

  • развитие мотиваций к интеллектуально-познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативных способностей обучающихся;
  • формирование умения работать со справочной и научно-популярной  литературой;
  • развитие навыков игрового взаимодействия;
  • формирование команды для участия в фестивалях и турнирах интеллектуальных игр.

Обучающиеся должны

знать:

- виды интеллектуальных игр и их отличительные особенности и правила;

- особенности конкурсных заданий интеллектуальных конкурсов и подходы к их решению;

- правила работы с литературой;

- принципы работы в команде

уметь:

- составлять и классифицировать вопросы;

- работать с книгой;

- распределять командные роли.

Способы проверки  результатов:

  • оценка каждого обучающегося отдельно, наблюдение педагога;
  • оценка работы сложившихся команд, наблюдение за командной игрой.

Формы подведения итогов реализации программы:

- участие в фестивалях и турнирах интеллектуальных игр;

- участие в предметных конкурсах и олимпиадах;

- проведение внутриклубных интеллектуальных игр.

 

 Методическое обеспечение программы

             

 

Литература.

 

З.Н.Альхов «Внеклассная работа по предмету» «Лицей» Москва 2002

И.В.Макаренко «Позывные лета» М.: Народное образование 2003

В.П.Аникин «Русские пословицы и поговорки» М.: Художественная литература 1988

Интернет-порталы образовательной направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: кидяева
Просмотров: 3759 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Короткова  
0
Хорошая программа

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0