Главная » Статьи » Мои статьи

система работы учителя физической культуры в школе

Августовская конференция педагогических работников и организаторов образования города Таганрога – 2019

«Десятилетие детства. Инвестиции в будущее»

 

Секция № 4. «Повышение общественного престижа семейного образа жизни, традиционных семейных ценностей и ответственного родительства. Формирование основ здорового образа жизни в семье».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД

«Система работы учителя физической культуры

по пропаганде ЗОЖ

МОБУ СОШ № 8 им. А.Г. Ломакина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Кидяева Светлана Григорьевна,

учитель физической культуры

МОБУ СОШ № 8 им. А.Г. Ломакина

 

 

 

 

Таганрог, 2019

 

Аннотация

Здоровье, здоровый образ жизни, формирование мировоззрения здоровой личности – насущные вопросы современного образования. Каждая ОО осуществляет свою образовательную деятельность с учетом здоровьесбережения всех участников образовательного процесса. В данном докладе представлен опыт работы учителей физической культуры МОБУ СОШ № 8 им. А.Г. Ломакина по пропаганде ЗОЖ. Представлена система работы по данному направлению, охватывающая все аспекты педагогической деятельности.

Введение

Здоровье – важнейшая составляющая человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.

В современном обществе стал усиливаться интерес к правильному питанию, занятиям спортом, отказу от вредных привычек. Но это носит характер эпизодический, часто далее знаний не поддерживается делом. К сожалению, многие современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Поэтому школе отводится очень важная роль – с юных лет закладывать основы здорового образа жизни, учить каждого ученика вырабатывать свой уклад жизни, в котором создаются и реализуются на деле условия для формирования здоровой личности.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.

Для этого школа должна выработать и реализовывать эффективную и продуктивную систему деятельности по пропаганде здорового образа жизни. В первую очередь, данной деятельностью занимаются учителя физической культуры.

Описание

В МОБУ СОШ № 8 им. А.Г. Ломакина накоплен значительный опыт по данному направлению. Наша деятельность направлена на просвещение всех участников образовательного процесса – на учащихся, родителей и педагогов. Систему работы учителя физической культуры по пропаганде ЗОЖ представлю в виде следующей схемы.

Ребенок будет заниматься на уроке, если ему интересно, его увлекли педагоги. В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.

Столь важная роль интереса в обучении не случайна. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности школьника и его положительного отношения к учению, к учителю, к школе, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития;

оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей;

индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

При планировании и проведении урока опираемся на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

- рациональная плотность урока;

-включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- оптимальное сочетание различных видов деятельности;

-выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

- осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;

-создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

-включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;

- целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.

Ориентируемся при проведении уроков на принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:

-принцип двигательной активности;

-принцип оздоровительного режима;

-принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;

-принцип реализации эффективного закаливания;

-принцип психологической комфортности;

-принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.

Для реализации данных принципов используем следующие педагогические методы и приёмы обучения:

- повышение двигательной активности детей;

- эмоциональный климат урока;

- музыкальная терапия;

- организация саморефлексии.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:

- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;

- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;

- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.

В нашей школе сложился календарь общешкольных спортивных праздников и соревнований.

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

1

Выездной день здоровья

Сентябрь, май

2

Неделя здоровья

октябрь

3

Спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее!»

февраль

4

Соревнования «Кубок Ломакина»

март

Главная цель спортивных школьных праздников и Дней здоровья – привлечение всех учащихся к соревнованиям, создание атмосферы праздника двигательной активности, сплочения классных коллективов, торжества силы духа и красоты движения.

Настоящим праздником, долгожданным для учащихся, являются выездные Дни Здоровья. Традиционно они проводятся в первую субботу сентября и проходят на территории одного из лагерей Азовского побережья (Зорька», «Дружба»). Он позволяет:

- организовать интересный здоровый досуг для учащихся, педагогов, родителей;

- сплотить классные коллективы;

- организовать неформальное общение учащихся с педагогами.

Получив путевые листы, 4-11 классы отправляются на комбинированные соревнования «Веселый экспресс»: выполнение разнообразных коллективных заданий на тематических станциях, командные соревнования по футболу, волейболу, перетягиванию каната, ориентированию на местности. Также все с удовольствием участвуют в танцевальном марафоне на станции «Танцевальная веранда».

Изюминкой является традиционный товарищеский матч по волейболу между командой старшеклассников командой учителей, который всегда получается интересным и привлекающим большое внимание.

Веселый пикник на траве, подвижные игры, неформальное общение с педагогами, родителями создает атмосферу позитивного настроя на проведение содержательного и здорового досуга.

Каждый класс получает баллы за участие в соревнованиях и награждается грамотами за призовые места и участие.

Такой насыщенный и яркий День здоровья, открывающий мероприятия по формированию ЗОЖ, создает позитивный заряд всей школе для продуктивной работы в течение всего учебного года.

Стал традицией зимний День здоровья, проходящий в канун Дня Защитника Отечества. Он проходит в форме спортивного праздника для учащихся всех параллелей «Быстрее, выше, сильнее!».

Для учащихся 1-8 классов это эстафетные соревнования между классами, для 9-11 классов это соревнования «А ну-ка, парни!». Девушки этих классов готовят показательные спортивно-танцевальные номера в поддержку своих команд юношей.

 

судейству привлекаются представители городского комитета ветеранов, представители «Боевого братства», УВЦ ТТИ ЮФУ.

Во время весенних каникул проводятся соревнования для старшеклассников «Кубок Ломакина». Каждый из 9-11 классов борется за этот кубок в комбинированных соревнованиях по нескольким видам спорта (волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон и др.)

Это значимые соревнования для наших ребят, ведь как юные патриоты своей именной школы они гордятся этой победой в честь Героя Советского Союза, летчика-истребителя ВОВ Анатолия Ломакина.

Всегда ярко и эмоционально проходят соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» для первоклассников и родителей. Для ребят очень важно видеть, что вся семья может быть активной, спортивной. Для многих родителей, даже тех, кто пришел в качестве болельщика, такое мероприятие гораздо более наглядно и убедительно, чем беседа на родительском собрании о пользе здорового образа жизни. Семьи первоклассников неоднократно выступали и на первенстве города «Мама, папа, я – спортивная семья», защищая честь школы.

В школьных соревнованиях важно обучение и развитие физических качеств, а не определение лучших и худших. Детей необходимо учить играть и участвовать в соревнованиях. Все классы, все команды награждаются грамотами, дипломами. Яркие впечатления остаются от показательных номеров учащихся, занимающихся различными видами спорта профессионально. Как минимум 80% всех соревнований должны проводиться внутри школы с большим вниманием к каждому ученику.

В школе организована работа спортивных кружков и секций в рамках внеурочной деятельности, которые ведут, в том числе, и учителя физической культуры.

1 классы «Игралочка», «Шахматный клуб»

2-4 классы «Школа здоровья»

5-9 классы «Спортивный вектор»

Для 10-11 классов проводятся занятия в секциях баскетбола, волейбола, ОФП.

Созданы условия для подготовки школьных команд для участия в городской спартакиаде школьников.

Спортивный зал никогда не бывает пуст, это говорит о том, что школьники развивают свою двигательную активность, спортивные навыки, формируют здоровую привычку еженедельных, ежедневных физических тренировок.

Учителями физической культуры также организуется и проектная, научно-исследовательская деятельность школьников по пропаганде ЗОЖ, изучению спортивных достижений нашей страны и др. Ежегодно учащиеся принимают участие в школьной научно-практической конференции, выходят со своими работами на муниципальный, региональный уровни. Данное направление деятельности позволяет:

-повысить кругозор учащихся;

-развить познавательные, исследовательские, коммуникативные УУД;

-привлечь самих учащихся к деятельности по пропаганде ЗОЖ.

Одним из современных способов приобщить учащихся к пропаганде ЗОЖ является проведение тематических флэш-мобов, таких, например, как «Сдавайте нормы ГТО!», «Стоп СПИД!», «Со спортом по жизни!» и др.

Педагоги физической культуры проводят активную разъяснительную и агитационную работу среди старшеклассников по проведению социально-психологического тестирования обучающихся с целью раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися.

Также проводят беседы с родителями в рамках родительского всеобуча по формированию в семье здоровьесберегающего уклада и настроя на ведение здорового образа жизни. Примерные темы бесед:

- «Основы здорового образа жизни»;

- «Как организовать занятия спортом для своих детей»;

- «Родители – образец подражания для детей: здоровые привычки для всех»;

- «Основы здорового питания и режим дня»;

- «Организация здорового семейного отдыха – залог крепкой семьи» и др.

Размещенные в докладе фотоиллюстрации позволяют наглядно представить описываемые мероприятия и оценить их эмоциональный фон.

Заключение

Система нашей работы по пропаганде ЗОЖ разносторонняя, охватывает основные направления деятельности. Может быть применима в любой СОШ. Путем повышения качества и эффективности проводимой работы в рамках данной системы можно добиваться повышения результативности и спортивных достижений учащихся. Ежегодными измерительными исследованиями (анкетирование, тестирование и др.) осуществляется контроль оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

 

Электронные ресурсы

Использованы материалы, статьи следующих интернет-порталов:

infourok.ru

multiurok.ru

ped-kopilka.ru

nsportal.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: кидяева (03.01.2020)
Просмотров: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0