Главная » Статьи » Мои статьи

Статья о социализации одаренных детей в школе

Социализация одаренного ребенка в школе: от теории к практике.

 

         Дети приходят в школу – учатся, взрослеют, формируют личность, общаются с окружающим миром, осознавая себя как его часть. Рядом с детьми взрослые – учителя,  родители – учат, воспитывают, направляют, создают условия для раскрытия личности ребенка. И как нет одинаковых детей, так нет и одинаковых взрослых,  нет универсального одинакового подхода в образовательном процессе. Главный принцип в воспитании «Не навреди!» сталкивается со сложностью и тонкостью труда учителя в работе с одаренными детьми, где не менее важными принципами являются «Изучи!», «Поддержи!», «Развивай!».

Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Личность является предметом изучения многих психологических исследований. Пути ее формирования изучались многими авторами в отечественной психологии.

Отдельным аспектом изучения личности является рассмотрение различных отклонений от нормы развития. К одним из таких отклонений можно отнести одаренность. Исследователи высших способностей отмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Поэтому изучение социализации одаренных детей является актуальным направлением психологических исследований. Изучение этих данных  и применение на практике путей социализации одаренных детей – одно из важнейших направлений деятельности педагогов.

Сложность изучения одаренности как психологического явления объясняется многообразием тех проявлений, которые данное явление принимает в реальности. Гарднер К. предлагает выделять различные виды одаренности в зависимости от типов интеллектуальных способностей, развитых у данного человека. Он выделяет:

1. лингвистический интеллект – способность использовать язык для того, чтобы создавать, стилизировать или передавать информацию (поэты, писатели, журналисты, редакторы).

2. музыкальный интеллект – способность исполнять или сочинять музыки, получая при этом удовольствие (композитор, музыкант-исполнитель).

3. логико-математический интеллект – способность использовать категории, взаимоотношения категорий, структуры, манипулируя объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным (логическим) образом (математики, ученые естественно-научных дисциплин).

4. пространственный интеллект – способности воспринимать или представлять объекты и совершать действия с этими объектами в уме, создавая образные композиции в умственном плане (художник, скульптор, архитектор, хирург).

5. телесно-кинестетический интеллект – способность формировать и использовать двигательные навыки в спорте, танцах, гимнастике, ручном труде (танцоры, гимнасты, механики, вязальщицы).

6. личностный интеллект и др.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется становление и социализация личности:

-       деятельность,

-       общение,

-       самосознание.

На протяжении всего процесса социализации ученик  имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности.

Общение проявляется со всеми участниками образовательного процесса – учениками, педагогами,  родителями, как внутри школы, так и за её пределами.

Процесс социализации основывается на развитии адекватного самосознания одаренной личности.

Исходя из этих положений, формируются задачи деятельности педагога по образованию одаренной личности:

-выявление одаренности, её типа и степени развития;

-создание условий для деятельности одаренного ребенка;

-помощь в налаживании общения;

-создание условий для успешного формирования самосознания одаренного ребенка.

         Одаренные дети в школе, прежде всего, выявляются классными руководителями в тесном контакте с учителями-предметниками. В начальной школе это осуществляется легче, так как классный руководитель видит проявления одаренности практически во всех сферах учебной и внеурочной деятельности. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны  чрезвычайными возможностями детских лет  жизни.   Важным этапом поддержки в среднем и старшем звене является преемственность классных руководителей, передача, так сказать, из рук в руки каждого ученика с предельно исчерпывающей информацией об особенностях и достижениях одаренных детей.

Среди особенностей важно не упустить моменты, на которые необходимо обратить пристальное внимание. Например, многие психологи  отмечают у одаренных детей очень высокий энергетический уровень. Моторная координация одаренных детей и владение руками часто отстают от их познавательных способностей. Существуют отличия в когнитивной сфере одаренных детей. Восприятие окружающего мира, по мнению психологов, у них носит многоплановый характер.

Одаренным детям свойственно холистическое мышление (целостное), непредвзятое, не ограниченное рамками стереотипов, оно требует свободы, открытости, способности иметь дело с неопределенными и неоднозначными явлениями окружающего мира.

Психологи, изучающие одаренных и талантливых детей, отмечают, что одаренные часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одаренный ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств. Наиболее часто упоминаемыми качествами личности одаренного ребенка, способствующими развитию потенциала, являются: трудолюбие, упорство в достижении цели, развитое целеполагание, чувство справедливости, чувство юмора.

Кроме положительных черт личности у одаренных детей встречаются черты личности, тормозящие развитие способностей. Нередко среди них встречаются дети с заниженной самооценкой; школьники, отрицающие авторитеты и не умеющие прислушиваться к чужому мнению; застенчивые, молчаливые, тревожные дети. Ученые отмечают, что проявление тех или иных черт личности может быть обусловлено типом одаренности. Наибольшее влияние на формирование одаренности оказывают Я-концепция, самооценка, мотивация деятельности, чье формирование призвана осуществить современная школа.

Очень важно педагогам своевременно уловить, не упустить черты  относительного постоянства индивидуальности проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта у одаренных детей, опережающих в умственном отношении свой возраст.

Не менее важно рационально и продуктивно организовать свою деятельность по созданию условий развития и социализации детей этой группы.

В МОБУ СОШ № 8 им. А.Г.Ломакина сложилась определенная  система работы с одаренными детьми.

 

         В школе разработана программа «Способность. Одаренность. Талант. Гений.» на 2010-2014 гг., целью которой является создание благоприятных условий для развития одаренных учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. Также способствуют достижению этой цели действующие в школе программы «Здоровая школа», «Программа информатизации».

С целью создания условий для раскрытия и совершенствования своего таланта, организована система дополнительного образования, система КТД, система творческих конкурсов, олимпиад, фестивалей, научно-исследовательская деятельность через работу школьного научного общества, проведение традиционных школьных научных конференций и участие в городских, региональных конференциях.

Каждому ребенку здесь найдется занятие по душе, способностям и возможностям. Ежегодно мы видим рост и достижения наших ребят – эрудитов, исследователей, литераторов,  художников, спортсменов, артистов, музыкантов, лидеров, что способствует формированию Я-концепции.

Если одаренный ребенок проявляет свою активность, особенно чувствуя себя частью классного коллектива, в котором ценят его вклад в общее дело, то очень важно оценить его деятельность, поощрить его, сделать достоянием общественности его достижения. В этом важном деле помогает ежегодный рейтинг классов «Марафон интересных дел»,  в котором учитываются достижения классов во всех областях деятельности. Таким образом, в школе практически нет проблемы социальной изоляции одаренных детей и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как важный вклад в жизнь общества, повод гордиться их достижениями, как для взрослых, так и сверстников. Таким образом, закладывается основа такого личностного качества, как служение людям, прогрессу. Иначе может развиться эгоизм, чувство дискомфорта при общении, ненужность и непонимание, куда и зачем приложить свои силы и возможности.

Широкий спектр возможностей одаренных детей помогает раскрыть большое разнообразие творческих конкурсов как традиционных, так и новых школьного, муниципального,  регионального и выше уровней. Также предметные олимпиады, сотрудничество с центрами одаренности, участие в очных и заочных  школах по развитию одаренности являются стимулом для развития способностей детей.

В данной работе администрации школы, педагогам важно найти все возможности для углубленной подготовки конкурсных работ учащихся, выполнения олимпиадных заданий. Направить по индивидуальному образовательному развивающему маршруту – важнейшая задача педагогов, классного руководителя. Важно избегать перегибов, когда   перегружают ребенка, эксплуатируя его одаренность, что приводит к негативным последствиям нарушения психики неокрепшего растущего организма. Используется педагогический прием - найти точку роста. Для успешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти  его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха.

Естественно, что одаренный ребенок развивается не только в школе, но и в семье. Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает  и озабоченность, даже тревогу. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

В  вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание. Главное в работе с родителями – нацелить их на терпеливый и взаимообогащающий процесс воспитания ребенка, основанный на общечеловеческих морально-этических нормах.

Процесс социализации одаренного ребенка является сложным и зависящим от многих факторов. Успешность его зависит от теоретической подготовки педагогов и родителей, а также от умелой организации образовательного процесса, налаживанию плодотворного взаимодействия всех структур, мудрости взрослых и целеустремленности учеников.

    

(МОБУ СОШ № 8 им. А.Г.Ломакина г. Таганрог  зам. директора по ВР  Кидяева С.Г.)

Категория: Мои статьи | Добавил: кидяева (09.01.2012)
Просмотров: 4200 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Travelersnove  
0
Thank you for sharing your very nice web site. Visit also my own website

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia/antalia-side почивка в турция октомври 2024

ptmis+

2 JaxonLok  
0
The compatibility questionnaire is extensive, and covers everything from what you look for Sopra a Collaboratore to whether you sleep with the window open. https://serials.monster/user/IngeborgN14/

Cliccando su “Persone a cui Piaci” troveremo tutte le persone i quali hanno già inequivocabile la loro preferenza positiva nei nostri confronti, potremo scorrere e consultare i ad essi profili, decidendo se ci piacciono (cliccando quindi sul Coraggio) oppure Condizione non ci piacciono (cliccando sulla X). https://serials.monster/user/JacksonSkipper7/

As you can probably tell from its moniker, this app’s main fanbase is in the States. However, it certainly brings something different to the dating game. https://ussurtaigadv.ru:443/nasha-produkciya/kursi/kurs-lecheniya-onkologicheskikh-zabolevanij-kurs-1-detail.html

The other main drawback is, again, the amount of fake or dead profiles makes this place seem like the dating site version of http://www.directory8.org/details.php?id=269076

Verso diversificare le Fotografia scelte dal organismo, ti basta Invece di premere sull’icona della matita e spostare o rimuovere le Fotografia. Puoi sceglierne altre premendo sul pulsante Aggiungi una foto. https://directory10.populardirectory.org/CL_258654.html

The details. Look for how detailed the profile creation process is, since it may indicate how much you can read into other singles’ pages. http://americaswomenmagazine.xyz/blogs/viewstory/265870

Even easier is marking down the type of connection you're looking for on profile preferences — both "new friends" and "hookups" are options. https://www.bestbuydir.com/TA_343515.html

Durante theory, Zoosk is an option for literally anyone. It's known for having a large user fondamento, which should https://www.addgoodsites.com/details.php?id=530285

Hundreds of soldiers patrolled near-deserted streets in Ecuador's capital Wednesday after the government and drug mafias declared war on each other, leaving residents gripped with fear. https://link-man.free-weblink.com/ZA_308960.html

Match.com has been around since 1995. Backed by more than 25 years of history, it’s one of the most well-known options when it comes to online dating. Users create a profile with key information about themselves such as physical traits, lifestyle habits and what they’re looking for Con a partner. http://www.relevantdirectory.relevantdirectories.com/details.php?id=186527

The best hookup apps don't have to be a one-and-done situation. Sure, things can be kept as anonymous as taking a nameless person home from the caffГЁ, but there's also nothing wrong with ensuring that the person getting to see you naked doesn't have the world's worst sense of humor. https://www.directory3.org/details.php?id=325625

If you want to be spoiled for choice, give Badoo a go. When you sign up for the app, you select what you’re looking for – just to chat, casual dates, a serious relationship or stay open-minded. https://webguiding.1directory.org/OC_245008.html

Navigating the app can be confusing at first Some users experience tech issues and glitches Doesn't offer televisione chat Users tend to skew on the older side (35+) Free version is swamped with ads Can't search for men and women at the same time https://westindianpeeps.com/blog/53423/dirty-facts-about-hot-dates-with-women-revealed/

That’s where Happn comes Per mezzo di. If you have crossed paths with another user, they’ll show up at the sommità of your Happn page. If you like what you see, you can send a heart and, if they send one back, instigate a conversation.
With more than 35 million members, per the company, Zoosk features Behavioral Matchmaking technology—which supposedly learns from user activity to create better matches. http://www.aquarius-dir.com/OZ_403051.html 5 Elementi essenziali per dating

@eerwq

1 Коллега  
0
Большой труд . но главное что чень полезный, благодарю!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0