Главная » Статьи » Мои статьи |
Социализация одаренного ребенка в школе: от теории к практике. Дети приходят в школу – учатся, взрослеют, формируют личность, общаются с окружающим миром, осознавая себя как его часть. Рядом с детьми взрослые – учителя, родители – учат, воспитывают, направляют, создают условия для раскрытия личности ребенка. И как нет одинаковых детей, так нет и одинаковых взрослых, нет универсального одинакового подхода в образовательном процессе. Главный принцип в воспитании «Не навреди!» сталкивается со сложностью и тонкостью труда учителя в работе с одаренными детьми, где не менее важными принципами являются «Изучи!», «Поддержи!», «Развивай!». Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Личность является предметом изучения многих психологических исследований. Пути ее формирования изучались многими авторами в отечественной психологии. Отдельным аспектом изучения личности является рассмотрение различных отклонений от нормы развития. К одним из таких отклонений можно отнести одаренность. Исследователи высших способностей отмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Поэтому изучение социализации одаренных детей является актуальным направлением психологических исследований. Изучение этих данных и применение на практике путей социализации одаренных детей – одно из важнейших направлений деятельности педагогов. Сложность изучения одаренности как психологического явления объясняется многообразием тех проявлений, которые данное явление принимает в реальности. Гарднер К. предлагает выделять различные виды одаренности в зависимости от типов интеллектуальных способностей, развитых у данного человека. Он выделяет: 1. лингвистический интеллект – способность использовать язык для того, чтобы создавать, стилизировать или передавать информацию (поэты, писатели, журналисты, редакторы). 2. музыкальный интеллект – способность исполнять или сочинять музыки, получая при этом удовольствие (композитор, музыкант-исполнитель). 3. логико-математический интеллект – способность использовать категории, взаимоотношения категорий, структуры, манипулируя объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным (логическим) образом (математики, ученые естественно-научных дисциплин). 4. пространственный интеллект – способности воспринимать или представлять объекты и совершать действия с этими объектами в уме, создавая образные композиции в умственном плане (художник, скульптор, архитектор, хирург). 5. телесно-кинестетический интеллект – способность формировать и использовать двигательные навыки в спорте, танцах, гимнастике, ручном труде (танцоры, гимнасты, механики, вязальщицы). 6. личностный интеллект и др. Выделяются три сферы, в которых осуществляется становление и социализация личности: - деятельность, - общение, - самосознание. На протяжении всего процесса социализации ученик имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Общение проявляется со всеми участниками образовательного процесса – учениками, педагогами, родителями, как внутри школы, так и за её пределами. Процесс социализации основывается на развитии адекватного самосознания одаренной личности. Исходя из этих положений, формируются задачи деятельности педагога по образованию одаренной личности: -выявление одаренности, её типа и степени развития; -создание условий для деятельности одаренного ребенка; -помощь в налаживании общения; -создание условий для успешного формирования самосознания одаренного ребенка. Одаренные дети в школе, прежде всего, выявляются классными руководителями в тесном контакте с учителями-предметниками. В начальной школе это осуществляется легче, так как классный руководитель видит проявления одаренности практически во всех сферах учебной и внеурочной деятельности. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Важным этапом поддержки в среднем и старшем звене является преемственность классных руководителей, передача, так сказать, из рук в руки каждого ученика с предельно исчерпывающей информацией об особенностях и достижениях одаренных детей. Среди особенностей важно не упустить моменты, на которые необходимо обратить пристальное внимание. Например, многие психологи отмечают у одаренных детей очень высокий энергетический уровень. Моторная координация одаренных детей и владение руками часто отстают от их познавательных способностей. Существуют отличия в когнитивной сфере одаренных детей. Восприятие окружающего мира, по мнению психологов, у них носит многоплановый характер. Одаренным детям свойственно холистическое мышление (целостное), непредвзятое, не ограниченное рамками стереотипов, оно требует свободы, открытости, способности иметь дело с неопределенными и неоднозначными явлениями окружающего мира. Психологи, изучающие одаренных и талантливых детей, отмечают, что одаренные часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одаренный ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств. Наиболее часто упоминаемыми качествами личности одаренного ребенка, способствующими развитию потенциала, являются: трудолюбие, упорство в достижении цели, развитое целеполагание, чувство справедливости, чувство юмора. Кроме положительных черт личности у одаренных детей встречаются черты личности, тормозящие развитие способностей. Нередко среди них встречаются дети с заниженной самооценкой; школьники, отрицающие авторитеты и не умеющие прислушиваться к чужому мнению; застенчивые, молчаливые, тревожные дети. Ученые отмечают, что проявление тех или иных черт личности может быть обусловлено типом одаренности. Наибольшее влияние на формирование одаренности оказывают Я-концепция, самооценка, мотивация деятельности, чье формирование призвана осуществить современная школа. Очень важно педагогам своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта у одаренных детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Не менее важно рационально и продуктивно организовать свою деятельность по созданию условий развития и социализации детей этой группы. В МОБУ СОШ № 8 им. А.Г.Ломакина сложилась определенная система работы с одаренными детьми. В школе разработана программа «Способность. Одаренность. Талант. Гений.» на 2010-2014 гг., целью которой является создание благоприятных условий для развития одаренных учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. Также способствуют достижению этой цели действующие в школе программы «Здоровая школа», «Программа информатизации». С целью создания условий для раскрытия и совершенствования своего таланта, организована система дополнительного образования, система КТД, система творческих конкурсов, олимпиад, фестивалей, научно-исследовательская деятельность через работу школьного научного общества, проведение традиционных школьных научных конференций и участие в городских, региональных конференциях. Каждому ребенку здесь найдется занятие по душе, способностям и возможностям. Ежегодно мы видим рост и достижения наших ребят – эрудитов, исследователей, литераторов, художников, спортсменов, артистов, музыкантов, лидеров, что способствует формированию Я-концепции. Если одаренный ребенок проявляет свою активность, особенно чувствуя себя частью классного коллектива, в котором ценят его вклад в общее дело, то очень важно оценить его деятельность, поощрить его, сделать достоянием общественности его достижения. В этом важном деле помогает ежегодный рейтинг классов «Марафон интересных дел», в котором учитываются достижения классов во всех областях деятельности. Таким образом, в школе практически нет проблемы социальной изоляции одаренных детей и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как важный вклад в жизнь общества, повод гордиться их достижениями, как для взрослых, так и сверстников. Таким образом, закладывается основа такого личностного качества, как служение людям, прогрессу. Иначе может развиться эгоизм, чувство дискомфорта при общении, ненужность и непонимание, куда и зачем приложить свои силы и возможности. Широкий спектр возможностей одаренных детей помогает раскрыть большое разнообразие творческих конкурсов как традиционных, так и новых школьного, муниципального, регионального и выше уровней. Также предметные олимпиады, сотрудничество с центрами одаренности, участие в очных и заочных школах по развитию одаренности являются стимулом для развития способностей детей. В данной работе администрации школы, педагогам важно найти все возможности для углубленной подготовки конкурсных работ учащихся, выполнения олимпиадных заданий. Направить по индивидуальному образовательному развивающему маршруту – важнейшая задача педагогов, классного руководителя. Важно избегать перегибов, когда перегружают ребенка, эксплуатируя его одаренность, что приводит к негативным последствиям нарушения психики неокрепшего растущего организма. Используется педагогический прием - найти точку роста. Для успешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха. Естественно, что одаренный ребенок развивается не только в школе, но и в семье. Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека. В вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание. Главное в работе с родителями – нацелить их на терпеливый и взаимообогащающий процесс воспитания ребенка, основанный на общечеловеческих морально-этических нормах. Процесс социализации одаренного ребенка является сложным и зависящим от многих факторов. Успешность его зависит от теоретической подготовки педагогов и родителей, а также от умелой организации образовательного процесса, налаживанию плодотворного взаимодействия всех структур, мудрости взрослых и целеустремленности учеников.
(МОБУ СОШ № 8 им. А.Г.Ломакина г. Таганрог зам. директора по ВР Кидяева С.Г.) | |
Просмотров: 4200 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||